Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

27 апреля в рамках Фестиваля дошкольного образования прошёл пресс-клуб

24 апреля 2015

 27 апреля в рамках Фестиваля дошкольного образования прошёл пресс-клуб, на котором состоялось свободное общение  юных корреспондентов школьных газет Кинельского округа  с представителями Министерства образования  и науки Самарской области.

На вопросы школьников отвечали люди, имеющие огромный жизненный и управленческий опыт, досконально знающие вопросы организации образования:
·         Акопьян Виктор Альбертович (руководитель Самарского управления),
·         Баландина Елена Юрьевна (руководитель юго-восточного управления),
·         Каврын Александр Николаевич (руководитель северо-восточного управления),
·         Косарева Екатерина Юрьевна (консультант управления реализации общеобразовательных программ Министерства образования и науки Самарской области),
·         Пасынкова Виктория Владимировна (руководитель юго-западного управления),
·         Полищук Сергей Юрьевич (руководитель Кинельского управления),
·         Полякова Наталья Владимировна (руководитель северного управления),
·         Фиш Ирина Анатольевна(консультант управления реализации общеобразовательных программ Министерства образования и науки Самарскойобласти).
 
Не называя всех юнкоров, сосредоточим внимание на вопросах и ответах. Безусловно, школьники выпускных классов  не могли не  спросить о самом волнующем их – о нагрузке, об экзаменах.
 
- Подготовка  к экзаменам занимает очень много времени у учеников. Как вы считаете, стоит ли сократить «лишние дисциплины»: ОПД, МХК - и за счёт этого увеличить количество часов на математику, русский язык, физику?
 
Каврын А.Н.:
-- Лично я заканчивал 8 классов, педучилище, потом пединститут и считаю, что знания, которые получил, пригодились мне в жизни. 20 лет работы в школе с учениками убедили меня, что лишних знаний не бывает, наоборот, не хватает. Уменьшать количество предметов нельзя, нужно просто научиться распределять своё время.
 
-- Подготовка к экзаменам в классической форме подразумевает формирование у учащегося умения  рассуждать, отстаивать своё мнение, приводить доказательства. Способствует ли развитию этих навыков ЕГЭ и ОГЭ?
 
Акопьян В.А.:
-- Мы никогда в течение учебного года не уходим от промежуточной аттестации в устной форме. Никто не скажет, что в школе отменили устные ответы, опрос. Но сейчас Министерство образования и науки РФ задумывается на этой проблемой и рамках итоговой аттестации,  и в этом году сделан первый шаг: на экзамене по иностранному языку добавлена устная часть. Мы надеемся, что в будущем на экзамене по гуманитарным дисциплинам – истории, обществознанию, литературе – устная часть тоже появится. Не все сразу можно предвидеть и предусмотреть, любой процесс имеет развитие, в том числе и система итоговой аттестации.
 
-- Скажите, зачем нужно сдавать дополнительные экзамены, кроме русского языка и математики, если после 9 класса я остаюсь в той же школе и иду в 10?
 
Пасынкова В.В.:
-- Наверное, много шума наделала новая учебная информация, в которой говорилось про введение дополнительных экзаменов для тех, кто хочет учиться в 10 классе. Пока что реформы не произошло, но есть большая доля вероятности, что так и будет. На мой взгляд, это оправданно, когда выпускник основной школы, желающий продолжить образование в старшей школе, выбирает и сдаёт больше предметов, чем выпускник, который продолжит образование в системе профессионального образования. Это связано с тем, что именно в старших классах можно попробовать свои силы в выбранном направлении, сделать не первый, но очередной шаг в выборе профиля старшей школы. За профильной школой будущее, это один из способов разгрузить учебный план.
В любом случае к испытанию нужно подойти как к очередному этапу в жизни, который вполне можно преодолеть.
 
-- Как лучше всего бороться со стрессовой ситуацией при подготовке к ЕГЭ?
 
Баландина Е.Ю.:
--Наверное,это самое сложное: победить самого себя и на экзамене в стрессовой ситуации показать всё то, что усвоил. Хорошо, если учителя,  психологи, родители объединяются и помогают вам выработать нормальное отношение к этой ситуации. Чтобы сильного стресса не было, нужно готовиться хорошо: «Тяжело в учении – легко в бою».  Если есть прочные знания, продемонстрировать их на экзамене не трудно.
Психологи говорят: «Если не можете изменить обстоятельства, поменяйте своё отношение к ним».  Они же рекомендуют глубоко дышать, соблюсти какие-то приметы – словом всё, что вас успокоит. Так что берегите себя, пусть экзамены будут не серьёзным стрессом, а только очередным этапом жизни».
 
-- Зачем создаются такие жёсткие условия при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, если из-за них возникают стрессы?
 
Косарева Е.Ю.:
--Все эти условия создаются для того, чтобы обеспечить максимальную объективность оценки знаний учащегося и обеспечить нормальную естественную конкурентоспособность, потому что каждый из вас сталкивался  с ситуацией, когда вы сами своим трудом добивались успеха, а рядом человек получает это, как говорится «на халяву». Моя дочь в прошлом году сдавала госэкзамены. В 10 классе она очень переживала, что не умеет списывать, пользоваться подсказками по телефону, что в последний момент она окажется в худшей ситуации, чем другие. По окончании испытания она сказала, что это хорошо, что появились честные экзамены. Для тех, кто всего добивается сам, кто готовится, эта ситуация не станет стрессовой. Знаете, раньше пройти по эскалатору для людей из провинции было стрессом, а сейчас это простая естественная ситуация.
 
Не только экзамены и учёба интересуют школьников, но и вопросы досуга. Активистка из школы №1 задала такой вопрос:
-- Часто мы сталкиваемся с равнодушием сверстников, нежеланием принимать участие в жизни города. Подскажите, пожалуйста, какие формы работы с молодёжью помогут привлечь их в досуговую деятельность?
 
Полищук С.Ю.:
- Я тоже в своё время поработал организатором, заместителем директора по воспитательной работе и знаю, что привлечь молодых людей и школьников после учёбы к какой-либо деятельности очень сложно, потому что у них существуют другие приоритеты, стимулы. И совершенно необязательно, что таким приоритетом станет желание организовать досуг молодёжи или навести чистоту  на улице. Мы жили при социализме, вы при капитализме, меняются времена, обстоятельства, а вопрос, как сделать молодёжь социально активной, остаётся. Нужно найти мотивирующее начало для каждой отдельной группы ребят, с которыми вы хотите работать, понять, поддаются ли они мотивации, найти занятие, связанное с этой мотивацией – словом, подойти дифференцированно к каждому. И не бояться трудностей. Главное, конечно, психология. Если мы не подойдем к различным группам молодёжи с точки зрения их коренных интересов и не сумеем откликнуться на них, то не сумеем и привлечь людей.
 
-- А введут ли переводные экзамены?
 
Баландина Е.Ю.:
-- Школы имеют право ввести переводные экзамены из класса в класс, но это не обязательно. Однако в некоторых школах они есть. Их не нужно бояться. Это возможность проверить себя, тогда стресс в 11 классе не грозит – вы привыкнете, будете понимать вместе с родителями и педагогами, на какой стадии вам нужно совершенствовать свои знания.
 
-- Будет ли школьная форма одинаковой для всей России или за школами оставят право выбора?
 
Полякова Н.В.:
-- В законе об образовании есть формулировка «требования к школьной одежде». И сейчас школа совместно с родителями и учениками может выбирать те варианты одежды, которые соответствуют этим требованиям.  Это оправданно:  дисциплинирует и стирает социальные границы, которые, безусловно, существуют. Каждый ученик должен чувствовать себя комфортно. Введение общероссийской формы для школьников пока не планируется, повторюсь:  решение принимается школой с участием родителей и детей.
 
Общение было двусторонним. Вопросы задавали не только юные журналисты, но и гости. Косарева Е. Ю. поинтересовалась, что изменили бы ребята в дошкольном образовании. Вспомнив свой опыт посещения детсадов и проблемы с младшими сестрёнками и братишками, учащиеся предложили проводить с маленькими детьми больше обучающих занятий в игровой форме, которые стимулировали бы у них интерес к чтению, музыке. Чтобы не упускать благоприятный период детского развития, желательно приглашать преподавателей иностранных языков. Ну и больше читать детям, пока они не умеют сами.
 
-- Сейчас идёт пропаганда технических вузов, но по окончании их далеко не всегда можно найти работу в пределах Самарской области. Как вы можете прокомментировать ситуацию?
 
Акопьян В.А.:
-- Чтобы не остаться без работы после окончания любого вуза, нужно мониторить ситуацию на рынке труда, продумывать, кем вы будете. Нужно выбирать такую специальность, с которой можно связать всю жизнь.  Иногда студенты старших курсов понимают, что не туда попали.
Полищук С.Ю.:
-- Да, действительно, сейчас стимулируется поступление в технические вузы. Планы развития у Самарской области огромные, ракеты на Марс строить собираются, набирают специалистов, а их не хватает. После вузов на заводе не хотят работать: вставать рано, на электричке добираться… Лучше в Евросеть работать пойду. Наверное, государству нужно заключать договоры, что по окончании вуза выпускник будет отрабатывать затраченные бюджетные средства 3-5 лет. Так будет честнее.
 
--Как вы считаете, справедливо ли, что ученики обычных школ и школ с углубленным изучением предметов получают на олимпиадах задания одинаковой сложности?
 
Косарева Е.Ю.:
--- Во-первых, олимпиадные задания  предназначены для одарённых ребят, и этому не учат ни в обычной школе, ни в углублённой, ни в лицее.  Поэтому все находятся в равной ситуации. И потом для ученика обычной школы – это двойная победа.
Полищук С.Ю.:
-- Это вопрос планки, которую поставили, как в спорте. Элемент соревнований и вопрос престижа. Можно соревноваться и с равными – общеобразовательные школы отдельно, но такие победы будут обесценены.
Акопьян В.А.:
-- От себя добавлю, что такой эксперимент в Самаре мы проводили, когда разделили участников городского тура олимпиады. В итоге всё равно на следующем туре было равное число участников от общеобразовательных школ и гимназий.
 
-- Реформ в образовании всё больше, но приносят ли они пользу? Например, сочинение.
 
Косарева Е.Ю.:
- Мы опять возвращаемся к вопросу, что введение новых форм экзамена вызывает излишнее напряжение, психологический дискомфорт. Уже звучали рассуждения, что не хватает умения анализировать, доказывать, а что,  как не сочинение,  готовит к этому? Оно даёт возможность уйти от технологизации образования, мышления алгоритмами. Недавно столкнулась с ситуацией обучения пожилых людей компьютерной грамотности. Они поначалу испытывают агрессию не только к технике, но и к людям, которые  их учат, но потом понимают, что перед ними открываются новые горизонты. Вот и сочинение нужно рассматривать как способ самовыражения яркой индивидуальности. Часто говорят, что образование вызывает много стрессов, а кто сказал, что в жизни их не будет? Надо готовиться к жизни, это опыт социализации человека. Если мы ввами перестанем быть готовыми к изменениям, то деградируем, уйдем на обочину жизни.
 
-- Кроме обычных уроков у нас появилась внеурочная деятельность. Зачем она нужна и надо ли на неё ходить?
 
Полякова Н.В.:
-- Для меня это странный вопрос. Конечно, нужна. Что пугает в ней?
 
-- Я хожу на кружки, в музыкальную школу и у меня не хватает времени на уроки и отдых.
 
-- Система внеурочной деятельности не должна мешать уже сложившейся системе дополнительного образования. На мой взгляд, нужно просто по-другому организовать её.
Баландина Е.Ю.:
-- Она направлена на тех детей, которые ничего не хотят, чтобы дать им шанс попробовать что-то. Может, они чем-то заинтересуются, за что-то зацепятся. А такой перегрузки быть не должно.
Акопьян В.А.:
-- Было время после 1991 года, когда во второй половине дня некуда было пойти: не было никаких кружков. Теперь государство нашло возможность всем попробовать себя, нашли средства в бюджете, чтобы оплатить эти занятия, чтобы бесплатно для вас организовать внеурочную деятельность, направленную на удовлетворение всех ваших запросов: художественных, спортивных, эстетических и т.д. Теперь получился перебор. Мы постараемся сделать так, чтобы перебора не было.
 
Затем школьники получили ещё один встречный вопрос: почему не хотят есть в школьной столовой, хотя организация горячего питания – это один из важнейших аспектов здорового образа жизни.  Ответы учащихся были разнообразны: от жалоб на качество питания, цену обедов, до однообразия меню. Тогда ребят попросили назвать блюда, которые они хотели бы видеть в школьном меню. Кроме омлета, котлет с пюре и борща, которые можно считать блюдами для школьной столовой, прозвучали жареная рыба, шашлык и плов. Гости напомнили, что существуют санитарно-гигиенические нормы, согласно которым далеко не всякая пища пригодна для питания школьников. Интереснее был другой эксперимент: просьба назвать безусловно полезные продукты. Ребята назвали их, но в желаемом меню ни один из  этих продуктов не прозвучал. Почему же все, зная правила здорового питания, выбирают «неправильную пищу»? Вопрос остался без ответа. Наверное, это повод задуматься и руководителям образования, и детям, и родителям.
 
--В послании губернатора Самарской области сделан акцент на развитие инженерно-технического направления в образовании. Что конкретно делается для этого?
 
Баландина Е.Ю.:
-- В школе многое делается для этого: реализуется концепция математического образования, через внеурочную деятельность, дополнительное образование стараемся предложить кружки технической направленности, робототехнику, станки с программным управлением появились во многих школах. Большинство бюджетных мест в вузах по техническим специальностям, среди медалистов поддерживают тех, кто идёт в технические вузы. Есть целый перечень премий для студентов и молодых учёных за достижения в области техники. Победители олимпиад получают солидное денежное вознаграждение.
 
Самая юная участница пресс-клуба, пятиклассница Фадеева Арина из школы №5, задала «детский» вопрос, ответ на который получился неожиданно серьёзным и немного грустным:
-- Моя сестра учится в 10 классе. И мама говорит, что такие темы они проходили на первом курсе института. Правда ли, что учиться стало сложнее?
 
Полищук С.Ю.:
-- Да, сложнее, но интереснее. Я был в Америке, так то, что они изучают в выпускных классах, вы учите в 6-7. Я убежден, что вы знаете больше, чем ваши родители, точнее больше, чем ваши сверстники прошлых лет. Это требование времени, мы живем в информационном обществе, нужно научиться не тонуть в этом потоке информации.
Фиш И.А.:
-- Но при этом они беспомощны. Девочки вашего  возраста умели готовить, шить, вязать. А сейчас? Может, школе необходимо соблюсти баланс и прививать практические навыки в большей степени.
Баландина Е.Ю.:
-- Печально, что при таком обилии информации межличностной коммуникации становится всё меньше и меньше. Нам её заменяют смартфоны, компьютеры.
 
В заключение работы пресс-клуба каждый из гостей назвал те качества человека, которые позволяют добиться успеха:
·         преодоление себя в стрессовой ситуации, психологическая устойчивость;
·         хороший уровень интеллекта, настойчивость и желание трудиться;
·         активность, умение тратить себя, сделать чуть больше, чем требуется, исследовательская позиция по отношению к миру;
·         творчество во всем;
·         стремление  постоянно познавать что-то новое, самосовершенствоваться;
·         способность к сотрудничеству и сопереживанию, высокие моральные качества.
Итак, информация получена, секрет успеха озвучен, осталось достичь цели и воплотить свои мечты. Благодарим гостей фестиваля, что нашли время для общения со школьной прессой.
                                       Редакция газеты «Альтаир» ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер» г. Кинель
 
 
Комментарии (1)
Ирина # 25 апреля 2015 в 16:47 0
Как же он у вас прошёл 27 апреля, если сегодня только 25 число!!!!!!!!!!!!!!